Статьи - Конкурентная разведка и конкурентный
анализ. 9 шагов для изучения конкурентов
9 шагов для изучения конкурентов
Илья Мазин, генеральный директор компании
«Офис Премьер», группа компаний Erich Krause
Источник: "Генеральный директор"
Любой компании нужно не просто знать, кто ее
конкуренты, но иметь о них исчерпывающие сведения: представлять их
планы, технологии продажи и продвижения товаров (услуг), методы
ценообразования и многое другое.
Если Вы обладаете такой информацией, Ваша компания
всегда окажется на шаг впереди соперников, а Ваши управленческие
решения будут взвешены и обоснованны. Достоверные данные о деятельности
конкурента позволяют разработать оптимальный план конкурентной борьбы и
реализовать его с минимальными затратами.
Какая информация необходима и где ее взять
Задача 1. Выявление конкурентов
При выходе на новый рынок, при выведении на рынок
нового продукта, при покупке нового бизнеса компании следует знать
своих будущих конкурентов.
Открытыми источниками в данном случае являются
специализированные СМИ, справочники, каталоги, базы данных по
юридическим лицам, отраслевые порталы, форумы. Например, на многих
специализированных порталах можно размещать (на некоторых -- бесплатно)
объявления о покупке или продаже товаров (предоставлении услуг). Так,
после размещения объявления, к примеру, о желании приобрести мини-АТС
Ваши конкуренты найдут Вас сами.
Другой вариант выявления конкурентов --
электронная рассылка (например, по списку юридических лиц нужной
отрасли) писем с вопросами о продукте (услуге).
Задача 2. Мониторинг цен конкурентов
Чаще всего компанию интересуют цены конкурентов, а
также специальные условия и системы скидок. Для получения достоверной
информации о ценах необходимо использовать данные двух уровней. Первый
уровень - это информация из открытых источников: прайс-листов,
маркетинговых программ, опросов клиентов.
Некоторые компании ограничиваются этими данными,
хотя они могут быть сильно искажены: иногда конкуренты показывают цены
и скидки ниже реальных (для привлечения новых клиентов), иногда -- выше
(для повышения барьера входа на рынок и отсечения таким образом новых
конкурентов). Поэтому нужны данные второго уровня -- уточненные и
проверенные.
Проверить сообщаемые компанией сведения можно,
например, посетив конкурента под видом выгодного клиента.
Разрабатывается легенда, иногда печатаются специальные визитки, с
которыми подготовленный сотрудник направляется к конкуренту. Задача
посланника – выявить реальную цену товаров (услуг) конкурента
с помощью заранее подготовленного плана переговоров. Дальше проверяют
информацию со стороны клиента.
Например, запускают обсуждение в интернет-форуме,
где бывают клиенты конкурента. Можно спровоцировать их на высказывания,
предложив обсудить тему: «Компания Х продает товар Y по цене
Z с определенными условиями». Клиенты отреагируют, подтвердив
или опровергнув утверждение. Откликов обычно бывает несколько (в нашей
практике -- 10–15), что повышает достоверность.
Задача 3. Изучение поставщиков конкурента
Данные о поставщиках можно найти на упаковке
продукта, в инструкциях и описаниях. Эта информация находится на
поверхности и нередко является исчерпывающей. Если она отсутствует,
прибегают к закрытым источникам. В данном случае это внутренняя
документация конкурента: договоры с поставщиками, накладные,
счета-фактуры. Кроме отдела закупки и бухгалтерии такая информация
может быть и в отделе маркетинга -- это презентации продукта, каталоги,
маркетинговые программы поставщика, которые нередко используются как
основа для собственных маркетинговых программ.
Для получения закрытой информации необходим
непосредственный контакт с персоналом компании-конкурента. Нередко
сотрудник компании, проводящей исследования, представляется
потенциальным клиентом и выясняет происхождение продукта. В настоящее
время компании редко скрывают поставщиков и выявить их особого труда не
составляет.
Наиболее важной и интересной является информация
об условиях сотрудничества конкурентов с поставщиками. Получают ее,
добыв закрытые источники: те же договоры, бухгалтерские документы и т.
п. Однако эти документы могут и не отражать реальной ситуации. Тогда
прибегают к исследованию через третьих лиц, которые могут выяснить
информацию со стороны поставщика. Предоставленные данные проверяются со
стороны компании-конкурента.
Задача 4. Изучение клиентов и каналов дистрибуции
конкурентов
Открытыми источниками сведений о клиентах и
каналах дистрибуции являются корпоративные сайты, буклеты и другие
рекламные материалы, в которых можно обнаружить списки дилеров.
Закрытые источники -- это договоры с клиентами, маркетинговые отчеты по
работе с потребителями, бухгалтерская документация, складские ведомости
по отгрузкам.
На первый взгляд, эти данные находятся на
поверхности. Своих клиентов многие компании демонстрируют сами. Но
кажущаяся открытость не должна обманывать. В российском бизнесе многие
вопросы решаются личными договоренностями компании-конкурента с
компаниейклиентом.
Такие отношения не всегда отражены в договорах и
бухгалтерских документах. Для каждого случая они уникальны. Поэтому в
ход идут собственные приемы компании, которой нужна информация.
Представим, что есть регион, где наша компания не присутствует или ее
присутствия недостаточно. Необходимо занять определенную долю рынка в
данном регионе.
Мы знаем, что наш продукт более
конкурентоспособен, чем аналогичный продукт фирмы-соперника, но клиенты
избегают сотрудничества с нами, значит, есть какие-то подводные камни.
Из опыта мы предполагаем, что это могут быть личные отношения между
сотрудниками клиента и конкурента (например, так называемое личное
вознаграждение).
Можно попробовать получить информацию со стороны
клиента. Это также лучше делать не напрямую, а через третье лицо --
нейтральную компанию, которая может установить контакт с интересующим
нас объектом. Получив информацию, мы ее обязательно проверяем,
например, задействуем еще одно нейтральное лицо и направляем к
конкуренту.
Задача 5. Изучение ресурсов конкурента
Информация о ресурсах компании, как никакая
другая, дает возможность оценить ее текущее состояние, потенциал и
спрогнозировать ее дальнейшие шаги. Открытыми источниками сведений о
кадровых ресурсах служат чаще всего интернет-порталы вакансий или
предложения, размещенные на корпоративных сайтах; закрытые источники --
это мотивационная схема компании и ведомость выдачи зарплаты.
Задача 6. Изучение технологий конкурентов
Открытых источников для изучения технологий
конкурента почти нет. Сведения такого рода изредка встречаются в
маркетинговых пресс-релизах, но им лучше не верить. Закрытые источники
-- это персонал компании, обладающий технологической информацией, и
научно-техническая документация под грифом «ДСП»
(для служебного пользования). Получить информацию о ноу-хау легальными
средствами в данном случае невозможно. Здесь конкурентная разведка
переходит в промышленный шпионаж.
Сложность получения информации о технологиях
заключается еще и в том, что на российском рынке многие компании
работают вообще без каких-либо структурированных бизнес-процессов, то
есть сами толком не знают технологию ведения собственного бизнеса, не
говоря уж о ее описании в каком-либо документе. Это объясняется тем,
что в России ко многим методам организации бизнеса приходят
эмпирическим путем.
Задача 7. Изучение новых разработок
Открытыми источниками информации о новых
разработках фирм конкурентов являются сами продукты, которые уже
появились на рынке. Если Вас интересуют готовящиеся разработки,
открытые источники малополезны: все, что опубликовано в прессе или
выложено в Интернете, может лишь натолкнуть на направление, в котором
нужно двигаться. Хотя, конечно, бывают и исключения.
Например, набросок ребрендинга «Билайна» появился
на сайте mobilereview.com за две с лишним недели до того, как
«Вымпелком» официально представил новую концепцию
бренда. Поэтому систематическое изучение отраслевых, в том числе и
электронных, СМИ необходимо. Кроме того, информацию о новом товаре
получают от источников внутри компании.
Задача 8. Анализ структуры компании-конкурента
Зная структуру компании, можно сделать вывод о ее
приоритетах. Существенно, например, есть ли в компании отдел развития,
отдел маркетинга, кому они подчиняются, каков их размер.
Источниками информации могут быть сайты
конкурентов, где иногда даются контакты каждого подразделения;
корпоративные СМИ; брошюры и рекламные материалы. Найти данные можно и
в специализированных СМИ. Внутрикорпоративные источники – это
списки внутренних телефонов (обычно указываются все отделы с перечнем
сотрудников), бизнес-планы; структуру компании часто отражают
документы, которые использует секретарь.
Задача 9. Оценка личных качеств руководителя
В России, где бизнес не так структурирован, как за
рубежом, информация о личных качествах руководителя является очень
важной.
Имея представление о характере, способностях
первого лица (медлительный, педантичный, легко идущий на риск и т. п.),
нетрудно сделать вывод о том, как и куда будет двигаться компания.
Собирают информацию в этой части, используя не только публикации СМИ,
персонал компании или партнеров конкурента, но и его личных знакомых,
школьных друзей, соседей, родственников и т. п.
Оценить главу компании можно по его окружению или
при общении напрямую (например, направив корреспондента). Справку может
дать и организация, оказывающая услуги деловой разведки. В зависимости
от стоимости предоставляется поверхностная или подробная информация.
Как получить информацию
Методы и особенности сбора информации зависят от
описанных выше задач. Прежде всего нужно понять, какая конкретно
информация о конкурентах Вам необходима. В зависимости от этого
формулируется задача и определяются исполнители.
При изучении конкурентов собственными силами
обычно привлекают специалистов отдела маркетинга, аналитического
подразделения или службы безопасности. Также важно наладить сбор и
анализ информации из других отделов, сотрудники которых непосредственно
общаются с работниками фирм-конкурентов или с контрагентами, имеющими
дело и с Вами, и с конкурентами.
Можно заказать исследование специализированной
компании -- информационно-аналитической организации, занимающейся
конкурентной разведкой. Условия работы и оплата услуг в таких фирмах
являются конфиденциальной информацией и обычно определяются
применительно к каждому конкретному случаю.
|