Статьи - Как считать и оценивать затраты на
маркетинг и рекламу?
Как считать и
оценивать затраты на маркетинг и рекламу?
«Отдайте
ваши ноги в хорошие руки» и узнайте, сколько
«проживет» клиент!
Олег Павлов, http://www.rb.ru
Полезный пример, описывающий правильный
подход к анализу и оценке рекламных вложений (в частности, оценка
эффективности директ-мейла).
Мой друг купил косметический салон,
специлизирующийся на педикюре. Теперь он то и дело предлагает
«отдать мои ноги в хорошие руки» его специалистов.
Ну, а за бокалом вина на наших традиционных встречах мы теперь нередко
обсуждаем рынок потенциальных клиентов педикюра и говорим методах
продвижения услуги. Честно сказать, я был против такого шага. Поскольку
рынок для таких услуг, на мой взгляд, совсем небольшой. Тем не менее я
не мог не высказать свои мысли по поводу, используя мои знания в
области стратегии.
Совсем недавно он сделал директ-мейл тиражом 12
000 экземпляров, затратив, скажем 1000 долларов. Количество новых
клиентов в результате кампании составило 0,1 % или 12 человек. Каждый
из них во время визита заплатил 50 долларов. То есть, затратив 1000 уе,
мой друг получил 600 уе. Он был уверен, что сработал с убытком и был
готов прекратить свои попытки найти нужное количество ног для своего
финансового процветания. «Не спеши с выводами» -
сказал я ему. – «Давай посчитаем как следует, что
ты получил.»
12 человек принесли 600 долларов. Оказалось, что
из них 4 – с серьезными проблемами ступней, им требуется
постоянный уход в течение всей оставшейся жизни. Остальные 8 пришли
делать простой педикюр или просто из любопытства.
Обратим внимание на этих 4-х проблемных. Каждый
сеанс лечения и профилактики обойдется им, скажем, в 25 долларов. В
течение года они посетят салон как минимум 6 раз, допустим, что они
будут постоянными посетителями в течение 5 последующих лет. Какой доход
они принесут? 4 х 25 долларов х 6 раз в год х 5 лет = 3000 долларов.
Я предполагаю, что 60% из оставшихся 8 посетителей
придут как минимум еще один раз и оставят в салоне 50 долларов каждый.
То есть 5 человек х 50 = 250 долларов
Из них, скажем, 60% станут постоянными клиентами
на 3 года, посещая кабинет в среднем 4 раза в год, оставляя в нем 50
долларов каждый. Итог: 3 человека х 4 раза в год х 3 года х 50 долларов
= 1800 долларов.
Каков итог?
Затраты на директ-мейл – 1000 долларов.
Моментальный доход – 600 долларов
Повторный простой педикюр 5 человек – 250 долларов
Ставшие постоянными клиентами на три года 3 человека – 1800
долларов
Постоянные клиенты на протяжении 5 лет – 3000 долларов
Результат: 600+250+1800+3000=5650 долларов.
Возврат на инвестиции в маркетинг составил 565%!
В данном расчете использована концепция
«цикла жизни клиента». Использование этого подхода
в привлечении новых клиентов ОЧЕНЬ ВАЖНО, но, к сожалению, мы не всегда
до конца понимаем, НАСКОЛЬКО.
Затраты на приобретение одного нового клиента
составили 1000долларов/12= 84 доллара. Однако, мы можем затратить на
приобретение одного клиента 5650 долларов/12 = 471 доллар и все равно
выйти по нулям.
Это также означает, что, теоретически, вы можете
заплатить 100% комиссионных своему продавцу, и все равно получите
хорошую прибыль.
Кстати, в качестве маркетингового хода я предложил
моему другу сделать первый визит и обслуживание бесплатным.
Себестоимость простого педикюра составляет 30 долларов, это в 2,7 раза
меньше, чем затраты на приобретение одного клиента посредством
директ-мейл. Можно даже дать в придачу подарок - косметику еще на 30
долларов. И все равно, ситуация будет для него выигрышная.
В одной из книг по развитию бизнеса приводится
пример из жизни, когда производитель лекарства от артрита заключил
договор с радиостанцией о продаже своего товара. Суть заключалась в
следующем: радиостанция бралась продавать партию этого лекарства,
рекламируя его в эфире. Она получала деньги за флакон, такую же сумму
приплачивал бизнесмен, другими словами, радиостанция получала 200%
прибыли на проданный товар. Однако, это было очень выгодно. Ведь,
человек, приобревший лекарство однажды, теперь будет покупать его год
за годом.
Еще одна мысль, с которой я абсолютно согласен и о
которой стараюсь помнить всегда: продать товар или сервис можно только
в трех случаях:
1. Если ваш товар помогает ему зарабатывать деньги.
2. Если ваш товар помогает ему сэкономить деньги.
3. Если ваш товар добавляет ценность товару клиента.
Это следует отражать в рекламе вашего продукта или
сервиса.
Да, надо считать, считать и еще раз считать.
Маркетинг – не затраты, это инвестиции, которые должны
приносить отдачу и прибыль. Джей Абрахам справедливо заметил:
«Если вы относите маркетинг к затратам, то это – не
маркетинг». Вы должны знать, сколько прибыли дает каждый
рубль, вложенный в рекламное объявление или директ мейл. В трудные
времена это важно быть уверенным, что деньги вкладываются правильно. А
без расчетов мы этого сделать не сможем.
|