Статьи - Зачем заказывают маркетинговые
исследования и когда их заказывать не надо
Зачем заказывают
маркетинговые исследования и когда их заказывать не надо
О услуге Маркетинговые
исследования, изучение и анализ рынков
|
Комментарий
экспертов "Консалтинг Роста":
Услуга "Подготовка
маркетингового исследования" предназначена для
компаний, которым необходима достоверная информация:
- объем/емкость
рынка
- структура
рынка, сегментация рынка
- тенденции и
перспективы развития рынка
- анализ
конкурентов
- анализ
потенциальных клиентов
- прогноз продаж и план продаж
Результатом
работы по проведению маркетингового
исследования, анализа рынка, является реальная
картина рынка (карта рынка), его текущее состояние, потенциал (емкость
рынка) и прогноз развития.
|
Маркетинговые исследования и
полученные с их помощью результаты — привычный и часто
используемый инструмент для принятия управленческих решений. Но нередко
использование этого «привычного инструмента»
превращается в исследовании ради исследования. Мол, чтобы все было,
«как у людей».
Зачем оно
(маркетинговое исследование) надо
Частый случай, когда маркетинговые
исследования заказывают для подтверждения каких-либо
собственных гипотез и управленческих идей. Чувствуем, что рынок N
– перспективный для сбыта нашей продукции. Это интуиция,
экспертное мнение, основанное на опыте и фактах. Но выход на рынок
требует инвестиций в маркетинг, рекламу, дистрибуцию. Надо принимать
решение, рисковать деньгами, но формальная сторона не соблюдена,
ощущения и гипотезы не проверены цифрами, потребительский спрос не
изучен и не измерен, прогноз продаж посчитан «на
коленке». Проведенное по всем правилам и канонам
маркетинговое исследование позволяет получить нужные цифры и
обоснования для принятия управленческого решения, а также играет роль
некого психологического инструмента снятия ответственности и внутренней
неуверенности. Однако не стоит забывать, что не цифры о перспективах
рынка создают успешный бизнес, а люди. Увы, маркетинговые исследования
всего лишь информация, на базе которой осуществляются действия. В
неумелых руках даже «золотой» рынок принесет
компании убытки и проблемы.
Иногда, маркетинговое исследование
— попытка найти непознанное, что-то совершенно новое.
Маркетологи и управленцы компании ждут от такого исследования
откровений. Ждут, что им покажут неизведанные пути для развития и роста
бизнеса, на основании которых они поведут компанию к новым рубежам
(новым рынкам сбыта, регионам, новым для компании бизнесам и т.п.). Это
очень интересная задача для консультантов, однако требующая выдающихся
способностей и обширного опыта.
Распространенный случай, когда маркетинговое
исследование проводится с определенной периодичностью (некий
постоянный мониторинг). Цель — посмотреть, что изменилось на
рынке за прошедшее время, какие появились новые тренды, и на базе
полученной информации построить прогноз развития рынка и оптимизировать
план собственных действий на следующий период. Одновременно решается
задача измерения позиции, занимаемой компании на рынке относительно
конкурентов. Полученные данные и цифры полезны как точки, на базе
которых можно анализировать эффективность работы компании на рынке.
Нельзя не упомянуть те случаи, когда маркетинговое
исследование — обязательная и неотъемлемая часть
для разработки бизнес-плана создания нового бизнеса. На базе
маркетингового обоснования просчитывается блок, связанный с продажами и
объемом реализации (доходная часть проекта). Цена ошибки —
большие сроки окупаемость и угроза самому факту существования нового
бизнес-проекта. . Но часто бытует и другой подход.
Потому что так принято
«Чем более глубокое и подробное маркетинговое
исследование мы получим, тем больше оно несет в себе пользы и
уверенности в правильности принимаемых решений». С таким
утверждением приходится сталкиваться постоянно. Аналитика ради самой
аналитики.
Увы, объем исследования и его цена не гарантируют
его качества, применимости и того факта, что в нем найдутся верные
ответы на все вопросы.
Вот несколько причин заказа излишне
полных маркетинговых исследований, с которыми приходилось сталкиваться
мне:
1.Потому что «так принято, так делали до
меня, так делают все». Частая причина принятия решения в
крупных компаниях, для которых стоимость исследования не критична.
Исследование — формальный документ, запланированный в работе
отдела маркетинга или развития.
2.Потому что страшно принимать решения, не имея в руках обоснования,
которые, «если что», можно показать как оправдание
в случае неудачи. Цена исследования не так важна, как чувство
собственной мнимой безопасности.
3.Потому что так рекомендовал консультант. Увы, часто к излишнему
анализу компанию подталкивает сам поставщик услуги. Иногда, потому что
«такова методика», иногда, потому что чем больше
проект, тем выгодней он консультанту.
Погнавшись за излишней глубиной анализа в попытке
оценить и изучить все и вся можно не увидеть очевидных вещей, потерять
драгоценное время. Лишние несколько процентов точности, на которые
потрачено слишком много сил и времени, от которых итоговый результат
изменится незначительно, будут зря потраченным временем и ресурсами.
Часто, определив ключевые рыночные тенденции, уже
можно делать стратегические выводы и принимать с достаточной
уверенностью верные решения. На точную оценку и получение нужных цифр
тратится слишком много времени, в то время как для принятия решения
вполне достаточно понимания порядка этих цифр. С определенного момента
времени дополнительное уточнение прогнозов и более полный анализ
информации приведут к тому, что решения будут приняты уже слишком
поздно и их эффективность будет более низкой. В общем, главное не
упустить момент, когда от обдумывания надо переходить к действию.
|
|
Управление
продажами
Маркетинговое
консультирование
Стратегический
консалтинг, стратегия компании, развитие бизнеса
Организационное консультирование
|