Статьи - Как получить картину рынка? Нужен
Мониторинг: Аудит торговых точек
Как получить картину
рынка? Ответ на вопрос – Нужен Мониторинг: Аудит торговых
точек
Подробный пример выполненного проекта
розничного аудита для рынка товаров для детей. Проект выполнен
компанией "Консалтинг роста".
Многие производители и поставщики не имеют полной
картины, насколько качественно их товар/продукция представлен на рынке
(в торговых точках), по какой розничной цене он продаётся в магазинах
розничной торговли. Возникает вопрос, как собрать информацию,
необходимую отделу маркетинга для принятия более эффективных шагов по
увеличению присутствия на рынке? На помощь приходит услуга «Аудит торговых точек»
или «Ритейл
аудит (Retail audit)».
Конечно, часто у компаний имеются собственные
торговые представители и мерчендайзеры, которые посещают розничные
точки продаж, и имеют представление о наличии своего товара и товара
конкурента на полках. Но многие торговые сети осуществляют выкладку
товара самостоятельно, без привлечения мерчендайзеров со стороны
поставщиков, а торговым представителям просто не хватает времени для
сбора и анализа информации, т.к. их работа не собирать данные, а как
можно более активно развивать рынок. Поэтому для сбора информации по
розничным торговым точкам часто обращаются к внешним агентствам,
способным это сделать быстро и объективно. Компания
«Консалтинг роста» оказывает подобные услуги для
большого числа компаний-поставщиков, чья продукция представлена в
розничной торговле.
В компанию «Консалтинг
роста» обратился брэнд-менеджер компании «Детские
товары» (название изменено) за услугой «Аудит торговых точек».
Основной целью розничного аудита было выяснить
наличие товарной номенклатуры (детское питание: сухие молочные смеси,
детская каша, детский чай и вода) на полках магазинов и доля полки
продвигаемого менеджером брэнда в каждой торговой точке.
После обсуждения целей и задачи было принять
решение провести мониторинг:
- Наличия товарной номенклатуры на полке по 10
брэндам
- Цены на товар – 140 пунктов
номенклатуры (SKU)
- Визуальная оценка доли полки в процентах по 1
брэнду.
Для проведения мониторинга было выбрано 200
торговых точек следующих типов:
- Детские магазины (сетевые и несетевые)
- Аптеки
- Гипермаркеты
- Супермаркеты
- Магазины-дискаунтеры
Перечень номенклатуры (SKU) и адреса торговых
точек были зафиксированы до начала полевого исследования. Было принято
решение сделать мониторинг регулярным.
Для решения задачи по розничному аудиту
была сформирована проектная команда, включающая в себя 4 аудиторов,
проводящих мониторинг, Контролера, в обязанности которого входило
своевременный получение данных мониторинга от аудиторов и контроль
качества данных. Менеджер проекта осуществлял общее руководство над
проектом и контроль над соблюдением регламента и сроков выполнения
проекта. В ходе мониторинга осуществлялась фотосъёмка торговой точки и
выкладки товара.
Фотосъёмка позволила получить дополнительную
информацию о качестве мерчендайзинга, позволила понять, отсутствует ли
товар временно (out-of-stock, имеется пробой в выкладке товара и
имеется в наличии ценник) или товар в выкладке не представлен (ценника
нет и все товары выложены ровно). Так же удалось выяснить, что имеется
выставленный товар, на который нет ценника. Была проведена визуальная
оценка качества выкладки, доли полки, удобства доступа к товару.
Ещё одним преимуществом фотографического отчета
стало фиксация информации о подарках и акциях,
подводимых компаниями-игроками рынка.
Аудиторы, проводившие мониторинг, получили
информацию не только о подарках и скидках, а так же о проведении
промо-акций и акций по стимулированию сбыта в торговых точках.
После проведения розничного мониторинга
первой волны, было принято решение дополнительно собирать информацию о
доле полки по всем исследуемым брэндам, а так же долю полки по
остальным брэндам, не участвующим в мониторинге. Были подготовлены
комментарии по наиболее интересным фотографиям. Таким образом, в
результате проведения исследования удалось получить следующую
информацию:
- Доля полки по 10 брэндам, и доля полки по
остальным брэндам детского питания, представленным в розничных торговых
точках
- Ценовой мониторинг и средняя цена товаров в
каждой торговой сети и несетевых магазинах
- Информация о подарках и акциях по брэндам
- Размер полки в различных торговых точках и
торговых сетях
- Качество выкладки
После завершения мониторинга рынка детского
питания компанией «Консалтинг роста» был проведён
дополнительный мониторинг рынка товаров для кормящих мам и
новорожденных:
- Наличие товарной номенклатуры на полке по 24
брэндам
- Цены на полках (ценовой мониторинг) по 170
пунктам номенклатуры (SKU)
- Визуальная доля полки в процентах по всем 24
брэндам.
Для проведения мониторинга было выбрано 200
торговых точек следующих типов:
- Детские магазины (сетевые и несетевые)
- Аптеки
- Гипермаркеты и супермаркеты
Так же, как и в первом проекте, осуществлялась фотосъёмка
в торговых точках.
По вопросам реализации проектов по
розничному аудиту торговых точек и ценовому мониторингу обращайтесь в наши представительства.
|