Статьи - Построение прогноза продаж компании в
условиях неопределенности
Построение прогноза продаж компании в условиях
неопределенности
Вероятно не ошибусь, если скажу, что большинство
компаний за последние месяцы столкнулись с падением
объемов продаж продукции/услуг. У кого-то они просто
перестали расти, у кого-то снизились на несколько процентов. Есть и те,
у кого продажи вообще «стоят».
Причин тому масса. Конечно, первоочередная
– это кризис и психологический хаос в головах наших
сограждан. Хотя, кризис всего лишь индикатор того, как мы строили
бизнес до сих пор. Неэффективно, хаотически, с имперскими амбициями.
Но вернемся к продажам.
Существуют несколько основных методик построения
прогноза продаж.
1.Трендовый метод. Смотрим
существующие на рынке тренды и статистику и на их базе проводим
прогнозирование, как все будет развиваться дальше. Метод достаточно
прямолинейный. Подходит для сытых времен и стабильных рынков. Метод для
ленивых аналитиков и маркетологов и слишком доверяющих им
руководителей. Увы, сейчас он неприменим.
2.Экспертный метод. Информация
получается на основе общения с потенциальными экспертами рынка. Среди
«экспертов» могут быть клиенты, конкуренты,
специалисты профильных ассоциаций и научных учреждений. Метод полезен
тем, что часто позволяет узнать много скрытой информации о ситуации на
рынке, получить доступ к различным слухам и не афишируемым данным.
Обратная сторона: сколько экспертов - столько мнений. Подчас найти
что-то среднее может быть очень трудно, особенно на закрытых рынках.
3.Факторный метод. Прирост/уменьшение
объема продаж оценивается на основании напрямую влияющих внутренних и
внешних факторов. Внешние факторы: политическая ситуации, нововведения
на рынке, активный выход иностранных конкурентов, новые
производственные мощности и технологические инновации конкурентов и
т.п. Внутренние факторы: как изменится наш бюджет на рекламу, какие
новые продукты и услуги мы запускаем, как изменится профессиональный
состав нашего отдела продаж и т.п. Каждый фактор оценивается отдельно с
прогнозом его влияния на продажи компании. Большая аналитическая
работа, которая вознаграждается больше точностью и достоверностью
такого прогноза.
Это были «классические
подходы» построения прогноза продаж. Увы, пообщавшись с
руководителями различных компаний, я понял, что используются они
достаточно редко.
В нашей стране преобладает так называемый «стратегический
подход».
Уровень продаж диктуется сверху исходя из
пожеланий собственника (или генерального директора) компании.
Озвучивается примерная достаточная цифра. Так называемая
«хотелка». Очень оптимистичная оценка.
В стратегические планы компании вписывается цифра,
назначаются ответственные (чьи головы могут полететь в случае неудачи).
А дальше все службы компании (маркетинг, сбыт,
персонал, производство) начинают «планирование»
своих действий под эту цель (задачи, ответственные, бюджеты).
Где-то в середине процесса планирования все
участники (кроме первого лица) понимают, что план, мягко говоря, не
реалистичен. Начинается «торг». Атмосфера в
компании накаляется, департаменты «грызутся»,
ответственные боятся и ищут поводы снять с себя кару.
Будем честны, в нашей стране все меньше таких
«продвинутых» компаний с подобной системой
планирования продаж. Но они есть.
Хочу дать несколько рекомендаций по тому, как
планировать продажи в это непростое время.
- Стоит перейти с
ежегодного на полугодовой или ежеквартальный прогноз продаж.
Долгосрочные нереализованные планы ничего не стоят, а только посеют
неуверенность в будущем компании.
- Уделяйте особое
внимание изучению рынка, политической ситуации, рыночных тенденций и
действий конкурентов (российских и международных). В идеале –
постоянный мониторинг ситуации. И пользуйтесь этими данными, а не
храните на полке. Реагируйте крайне быстро.
- Нужно отойти от
оценок долей рынка и рыночных позиций. Рынка сейчас нет. Он будет
формироваться чуть позднее. Тогда и будет самое время. Сейчас важны
абсолютные значения (выручка, кол-во клиентов новых/старых). Влияйте на
эти показатели.
- Совет руководителю.
Для внутреннего финансового планирования я рекомендую использовать
пессимистичный прогноз продаж, для постановки задачи сотрудникам
– оптимистичный. Где-то на середине сойдется.
|