Статьи - Бизнес-план и бизнес-планирование
Как написать бизнес-план (рекомендации)
Источник материала - ProBP - разработка бизнес-плана и
бизнес-планирование
Составление бизнес-плана понадобится вам тогда,
когда возникнет необходимость привлечения внешних источников
финансирования, в случае необходимости четкого планирования нового
бизнеса, либо подготовки нового продукта, либо услуги.
Титульный лист бизнес-плана
Это важный элемент документа, создающий первое
визуальное впечатление о вашей организации и вашем предложении. Часто
на титульном листе бизнес-плана размещают логотип и эмблему структуры.
На титульном листе указывается:
- наименование
организации;
- определение
(название) вашего предложения;
- юридический адрес,
фактическое месторасположение организации, а также контактные данные
(телефоны руководителей и ответственных лиц);
- полные данные
создателей бизнес плана, а также руководителя (учредителя) организации;
- конкретная дата
составления бизнес-плана.
Важный элемент любого нового начинания -
запоминающееся и яркое название. Правильно подобранное наименование
нового бизнеса или новой торговой марки должно вызывать положительные
ассоциации у потенциальных потребителей нового продукта или услуги.
Кроме того, название должно характеризовать сам бизнес, привлекать к
нему внимание и стимулировать спрос на новый продукт либо услугу.
Раздел бизнес-плана, отражающий моменты
конфиденциальности
В бизнес-плане специальный раздел посвящается
конфиденциальности содержащейся в нем информации. Данный раздел
создается для предупреждения разглашения коммерческой информации,
которая содержится в бизнес-плане. Данный раздел включает в себя
указание на то, что информация, содержащаяся в бизнес-плане, не
подлежит публичному оглашению и распространению. Как правило,
содержится запрет на копирование содержащейся информации, как частями,
так и полностью, а также предупреждение о запрете передачи бизнес-плана
посторонним людям. В этом же разделе указывается на необходимость
возвращения составленного бизнес-плана структуре, которая его
инициировала, в случае если проект не получит финансирования от
инвестора.
Раздел: резюме
Данный раздел нацелен на руководящий состав
организации-инвестора. Прежде всего, цель резюме состоит привлечь
внимание тех, кто должен будет финансировать ваш проект. Учитывая, что
инвесторы работают с самыми разнообразными бизнес-планами, задача
состоит в том, чтобы выделиться на общем фоне, четко и ясно изложить
общие моменты проекта. В данном разделе необходимо изложить
предполагаемые объемы необходимого внешнего финансирования.
Нужно помнить о том, что резюме, как правило,
единственный раздел, который читает руководство потенциального
заемщика. Четко и ясно необходимо изложить все основные моменты
бизнес-плана, так чтобы инвестор оценил степень проработанности проекта
и его привлекательность.
В резюме отражаются следующие моменты:
- обеспечение нового
проекта ресурсами;
- описание того,
какими средствами и механизмами будет реализовываться новый бизнес-
проект;
- расчет суммы,
которую необходимо привлечь от стороннего инвестора;
- расчеты,
показывающие предполагаемые продажи нового продукта (услуги), а также
размер будущей прибыли ;
- сроки и механизм
погашения кредитной задолженности.
Данная часть должна быть составлена простым и
ясным языком, без применения специальной технической терминологии.
Рекомендуемый размер резюме одна или две страницы.
Раздел бизнес-плана, отражающий общие сведения о
положении дел в организации, а также обзор рынка.
Данная часть бизнес-плана нацелена на то, чтобы
обосновать реальность представляемого проекта. Описывается механизм
работы по осуществлению проекта, а также общая ситуация на смежных
рынках. В этой части бизнес-плана нужно отразить следующие положения:
- представить организацию в разрезе
потенциальной прибыльности;
- доказательство того, как и с помощью чего
будет успешно реализовано новое начинание в бизнесе.
Раздел бизнес-плана должен содержать следующую информацию:
- предполагаемая сфера деятельности предприятия,
описание новой продукции (услуги), основные характеристики нового
продукта и описание потенциальных потребителей продукта;
- анализ положения дел на потенциальном рынке
сбыта, оценка рынка ближайшей перспективе, а также тенденций в развитии
этого рынка;
- указание на структуру организации, на правовую
форму организации бизнеса на вашем предприятии, рассказ об учредителях
предприятия, о поставщиках и партнерах нового бизнеса;
- в случае, если организация уже осуществляет
свою деятельность, то указываются основные финансовые и экономические
показатели работы;
- информация, связанная с нахождением
организации (фактическое нахождение, юридический адрес предприятия,
особенности зданий и сооружений, принадлежащих организации, либо взятых
в аренду, возможность и необходимость перестройки и реконструкции);
- особенности работы (цикличность и сезонность,
часы работы и другие конкретные параметры, характеризующие вашу
деятельность).
В том случае, если бизнес-план представляется
только созданным предприятием, то именно в этом разделе раскрываются те
особенности, которые должны помочь предприятию успешно осуществить
новый проект. Описывается опыт в данной области предпринимательства.
Также положительно оцениваются заключенные договора с потенциальными
потребителями, поставщиками и т.п. В том случае, если бизнес-план
представляется индивидуальным предпринимателем, желательно дать
характеристику и описание той сферы деятельности, в которой в данный
момент работает предприниматель.
Основная задача данного раздела аргументировано
доказать потенциальному инвестору свою перспективность, позволяющую
гарантировать возврат полученного кредита.
Раздел бизнес-плана, посвященный характеристикам
нового продукта
Бизнес-план должен основываться на новом продукте,
который выводится на рынок и должен найти своего потребителя, принося
прибыль предприятию, которое предложило новику. Необходимо быть
уверенным в том, что новая продукция, либо услуга в состоянии успешно
конкурировать с уже существующими предложениями на рынке. Новое
предложение должно иметь явные преимущества, должна использоваться
новая технология производства либо обслуживания потребителя.
Потенциальным инвестором приветствуется приложение к плану визуального
образца нового продукта. Это может быть осуществлено в виде графической
презентации, в виде предоставления образца, детального описания,
фотографии и т.п. В бизнес-плане должно быть детальное описание каждого
нового продукта, готового к выводу на рынок.
В данном разделе бизнес-плана отражается:
- название нового
продукта;
- сфера применения и
предназначение нового изделия (услуги);
- краткие
технические характеристики и описание;
- сравнение с уже существующими
продуктами на рынке, желательно по различным параметрам. При
этом результаты сравнения могут быть изложены в виде таблицы;
- в случае наличия
описываются имеющиеся патенты, а также сообщается, кому принадлежат
авторские права на новый продукт;
- насколько готов
новый продукт к выходу на рынок сбыта;
- при необходимости
сообщаются сведения о получении различного рода разрешительной
документации и сертификатов;
- отражаются
параметры, раскрывающие экологические характеристики нового продукта и
степень его безопасности;
- детально
описывается, какие гарантии на продукт будут предоставляться, а также
как будет осуществляться сервисное обслуживание.
- прописываются
правила эксплуатации новой продукции, а также, при необходимости,
процессы, связанные с утилизацией продукта.
Раздел бизнес-плана, посвященный мероприятиям в
сфере маркетинга и сбытовой политики.
В этом разделе представляемого бизнес-плана
необходимо отразить сведения
о рынке сбыта новой продукции или услуги. Кроме того,
претендент на получение внешнего финансирования должен раскрыть свои
навыки и умения в сфере продвижения
и продаж нового продукта. Дается характеристика
предполагаемых потребителей, включая розничных потребителей, торговой
сети и оптовых покупателей нового продукта. Приводятся результаты
исследования потребительского рынка, отражающие конкретные особенности,
интересные и важные для продвижения нового продукта. Дается детальное
описание нового товара - внешние характеристики, особенности упаковки,
гарантированный срок службы, стоимость нового продукта и ряд других
параметров.
Радел должен включать:
- характеристику потребительских
предпочтений, относящихся к новому продукту, а также описание
того, насколько новый продукт соответствует этим предпочтениям;
- анализ конкурентов и их продукции.
Определение плюсов и минусов продукции конкурентов, слабых и сильных
сторон сбытовой политики конкурентов и т.п.;
- характеристика на
потенциальном рынке сбыта для нового продукта;
- мероприятия,
связанные с логистикой нового товара или услуги. Подробно необходимо
остановиться на таре и упаковке нового продукта, местах и процессе
складирования продукта. Описывается транспортировка и подготовка
продукта к поступлению в розничную торговую сеть. Разъясняются моменты,
связанные со сбытовой политикой, с детальным описанием мест реализации
нового продукта (розничные магазины, оптовые точки сбыта, выездная
форма торговли и т.п.);
- рассказ о
мероприятиях, направленных на привлечение
потенциальных потребителей. Описываются возможные рекламные
акции, компании, и другие мероприятия по привлечению внимания к новому
продукту. Особое внимание уделяется раскрытию соотношения
рентабельности новинки с качеством и ценой.
Раздел бизнес-плана, посвященный плану
производства
В данной части бизнес-плана, особое внимание
уделяется производственным моментам. Раздел нацелен на то, чтобы
обосновать реальность предоставления новой услуги или производства
нового товара. В данном сегменте бизнес-плана рассматриваются
производственные характеристики, дается расчет прямых и непрямых
производственных затрат, приводится расчет себестоимости нового
продукта, калькулируется смета производственных затрат и т.п.
Раздел включает:
- описание
конкретного места нахождения новой организации. Данное описание
производится в разрезе оценки привлекательности нового проекта в
разрезе транспортной инфраструктуры. Кроме того, необходимо изложить
информацию об инженерных коммуникациях (наличие источников
энергоснабжения, водопровода, наличие канализации, систем связи и
т.п.);
- характеристика
технологических особенностей производства;
- оценка необходимых
производственных площадей для реализации нового проекта;
- описание имеющихся
в наличии трудовых ресурсов (в данном подразделе приветствуется
описание ведущих исполнителей проекта, так как кадровый потенциал для
внедрения нового продукта играет особую роль);
- описание аспектов,
связанных с соблюдением экологических норм и стандартов, а также правил
техники безопасности на производстве;
Кроме того, в этом разделе бизнес-плана, должны
отражаться вопросы, раскрывающие способы достижения запланированных
производственных объемов по выпуску нового продукта, а также затраты,
связанные с трудовыми ресурсами. При описании затрат на трудовые
ресурсы, выделяются затраты, связанные с управленческим персоналом
(руководящий состав нового проекта, бухгалтерия, плановый отдел и
т.п.). Выделяются затраты на персонал, непосредственно осуществляющий
производство (ремонтный персонал, технологи, конструкторский состав и
т.п.). Отдельной строкой расписываются затраты на вспомогательный
персонал (персонал, отвечающий за охрану, кладовщики и т.п.).
Данный раздел бизнес-плана должен отражать
предполагаемые затраты на приобретение комплектующих изделий, на
материалы и сырье, необходимые для производства. Должен быть приведен
расчет текущих производственных затрат. При этом отдельно приводятся
данные об общих производственных затратах, не связанных с объемом
выпуска продукции, а также сведения о переменных затратах, которые
могут изменяться, в зависимости от уменьшения или увеличения объема
выпускаемой продукции.
Отдельно приводятся расчеты для постоянных и
переменных производственных затрат. При анализе переменных затрат
указывается:
- издержки производства, связанные с
материалами, сырьем и приобретением комплектующих изделий;
- расходы, связанные с персоналом производства;
- траты на приобретение или оплату
электроэнергии и топлива.
Для постоянных затрат указывается:
- общие производственные издержки (плата за
аренду помещения или оборудования, текущие ремонтные работы на
производстве, расходы, связанные с обслуживанием производства и т.п.)
- затраты, связанные с реализацией продукции
(сбыт продукции, рекламные и маркетинговые мероприятия и т.п.);
- затраты, связанные с административными
расходами (выплаты заработной платы администрации, командировочные,
оплата коммунальных услуг и т.п.).
Организационный раздел бизнес-плана
Указываются законодательные акты, имеющие отношение к началу реализации
нового проекта, а также темпы и сроки, в течении которых планируется
реализовать представляемый проект.
Раздел бизнес-плана, отражающий финансовые планы
Раздел посвящен различным затратам. Связанны с приобретением
необходимого для начала реализации проекта оборудования, налоговое
выплаты и другие затраты, на первоначальном этапе работы по
осуществлению проекта. Детально расписывается схема погашения внешнего
финансирования. Указываются проведенные расчеты, связанные с
прибыльностью нового проекта, а также сообщаются все источники, которые
будут использованы для финансирования данного проекта.
Данный раздел бизнес-плана должен содержать:
- анализ всех выплат по налоговым
обязательствам;
- расходы, связанные с подготовкой к
осуществлению проекта;
- анализ иных возможных денежных расходов;
- данные об убытках и прибыли;
- анализ финансовых поступлений.
Раздел, отражающий возможные риски и гарантии
проекта
В данном разделе перечисляются, какие гарантии возврата своих средств
имеет инвестор. Данные гарантии могут иметь самый разный характер. Это
может быть страхование, залог разнообразных активов, поручительство со
стороны третьих лиц и т.п. Кроме того, в данном разделе описываются
возможные риски для осуществления данного проекта.
Раздел бизнес-плана, отражающий социальные и
экономические последствия данного проекта для региона
Описывается, какое воздействие окажет реализация данного проекта на
экономику и социальную сферу определенного региона, реализация данного
проекта.
Как правило, отражаются следующие показатели:
- общее количество создаваемых рабочих мест;
- увеличение налоговых поступлений в местные
бюджеты;
- появление на местном рынке новых товаров или
услуг;
- экологические аспекты.
Таковы основные разделы стандартного бизнес-плана.
Кроме того, в некоторых случаях могут потребоваться дополнительные
приложения к составляемому бизнес-плану.
|
|
Управление
продажами
Маркетинговое
консультирование
Стратегический
консалтинг, стратегия компании, развитие бизнеса
Организационное консультирование
|